СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Характеристика творчества Некрасова

Некрасов Николай Алексеевич

Характеристика личности Некрасова

Характеристика творчества Некрасова

Жизнеописание Некрасова

Список произведений Некрасова

Наследственность Некрасова

Заболевания Некрасова

Диагноз Некрасова

Особенности творчества

[Из письма от 17.11.1853 г.] «Нервы мои ужасно раздражительны; каждая жилка танцует в моем теле, как будто у них вечный праздник. ...Приходит Муза и выворачивает все вверх дном; добро бы с какой-нибудь пользой, а то без толку, — начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, — и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу — и так, пока не угомонится сверлящая мысль». (Некрасов, 1930 с. 183-184.)
«Некрасов писал прозу, сидя за письменным столом и даже лежа на диване, стихи же он сочинял, большей частью прохаживаясь по комнате, и вслух произносил их; когда он оканчивал все стихотворение, то записывал его на первом попавшемся под руку лоскутке бумаги... Некрасов мог прочесть наизусть любое из своих стихотворений, когда бы то ни было сочиненным, и как бы оно ни было длинно, он не останавливался ни на одной строфе, точно читал по рукописи». (Панаева, 1986, с. 207-208.)

«Ни в ком другом, может быть, неумолимая сила наследственности не проявила себя с такой, скажем, насмешливою жестокостью, как в Н. Некрасове... Периодичность проявления поэтической энергии Некрасова и совпадение этого проявления с пробуждением природы весной и жизнью на охоте говорят за то, что питуитарная железа Некрасова... в значительной степени получала коррелятивную поддержку в адреналинных железах. Итак, несмотря на то, что Некрасов вряд ли чувствовал какое-нибудь духовное родство с отцом, унаследованная им от отца адреналинная гиперфункция, безусловно, играла роль в развитии поэтического его таланта». (Галант, 1927 б, с. 218,221.)

Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова

А.В.Луначарский

1. Детские годы. Гимназия (1821-1838)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788--1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. 3а малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой.

Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, --

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

(«Родина»)

Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке.

Но Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать -- Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.

Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его.

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».

Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Однако стоило отцу куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.

Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям детства. И, уже будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить:

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Учился Некрасов неровно. И это не удивительно. Ему, как и многим другим ученикам, была глубоко антипатична система образования в гимназии, да и преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать.

Читал Некрасов действительно много, хотя и довольно беспорядочно. Книги он брал в гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии.

Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет. Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю, И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное,-- вспоминал поэт,-- что ни прочту, тому и подражаю».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

2. Петербург. Начало литературной деятельности

Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.

В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей.

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки».

Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н. Н.

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, - отмечал он в «Автобиографических записях»,-- особенно повести мои, даже поздние, очень плохи -- просто глупы...».

3. Содружество с Белинским. Начало «Современника»

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомил и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта.

Некрасова многое роднило с великим критиком.

Позднее Некрасов так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

(«Медвежья охота»)

По словам Ф. М. Достоевского, Некрасов «благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его за свою жизнь».

Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.

Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие.

Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе «мужика-вахлака», который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготовлена только одна дорога -- «к кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»).

В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. В 1844-1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году -- «Петербургский сборник».

Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие -- издавать свой собственный журнал. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник». Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.

Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847 года.


4. Творчество Некрасова в 1850-е годы

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно отобразившие характерные особенности его поэтической музы.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием.

Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия -- это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Композиция сборника «Стихотворения Н. Некрасова» была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей народа. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.

Второй раздел сборника составили произведения, в которых изображены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновники, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихотворения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек».

В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необходим новый герой, что время, когда руководящая роль в общественной жизни принадлежала представителям дворянской интеллигенции, прошло, так как они оказались нестойкими в своих убеждениях и не смогли претворить слово в дело. В поэме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям:

Бедные все ей приятели-други:

Кормит, ласкает и лечит недуги.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина».)

Главной, основополагающей темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и другие.

В 1860 году «Размышления у парадного подъезда» были напечатаны в герценовском «Колоколе» (№ 61) с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворения нет возможности не поместить». Этот факт лишний раз подтверждает огромное общественно-политическое значение стихотворения Некрасова.

О народных бедствиях поэт всегда говорил с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смеет роптать на свою участь.

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

(«На Волге»)

В целом ряде своих произведений Некрасов рисует обаятельные образы деревенских ребятишек, стремится показать их непосредственную и живую реакцию на все происходящее вокруг, их гармоничное восприятие природы и жизни. Поэт не закрывает глаза на трудную жизнь детей в деревне, на то, что иной раз слишком рано приходится им приобщаться к нелегкому крестьянскому труду.

Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Глядя на них, он вспоминает и о своем детстве, проведенном в непосредственном общении с крестьянскими детьми, о грибных набегах, которые он совершал вместе с ними, о том, с каким вниманием слушали его маленькие друзья рассказы бывалых людей, наблюдали за работой мастеровых.

Некрасов писал не только о детях, но и для детей. В конце 1860-х и в начале 1870-х годов он создал два цикла стихотворений, «посвященных русским детям», куда вошли такие хорошо известные всем произведения, как «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.

5. Раскол в «Современнике». Творчество Некрасова в 1860-е годы

В одну из поездок на родину Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему «печаль свою великую» о гибели единственного сына. Ее рассказ поэт положил в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская».

По своему характеру поэма «Орина, мать солдатская» очень близка к жанру народных причитаний.

О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Некрасов пишет и в одном из лучших своих произведений 1860-х годов -- в поэме «Мороз, Красный нос». Судьба главной героини поэмы Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеряли кормильцев. Но в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки, но показать ее выносливость, величие и самоотверженность. В самом начале произведения -- подлинный гимн во славу русской женщины:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

6. Историко-революционные поэмы

Творчество Некрасова в 1868--1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники» и, наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

Работая над поэмами «Дедушка» и «Русские женщины», Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей -- «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872).

В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей -- сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями,-- в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой, В моей душе достало б сил

Не быть его рабой! Но знаю, к родине любовь

Соперница моя, И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину:

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту:

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

«Кому на Руси жить хорошо»

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни -- поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разорённые деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством,-- показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни.

Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, 'не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать свое произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал в поэме все богатства устного народного творчества и живого разговорного языка.

7. «Последние песни». Болезнь и смерть

В середине 1870-х годов Некрасов заболел.

В редкие минуты, когда боль отступала, Некрасов продолжал работать. Он писал свои предсмертные стихи, названные им «Последними песнями Большинство из них было опубликовано в журнале «Отечественные записки». А в марте 1877 года из печати вышел сборник, который поэт так и назвал -- «Последние песни».

Сборник «Последние песни» -- это поэтическое завещание, в котором Некрасов как бы подводит итог своей жизни.

Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо.

Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался.

Над могилой Некрасова выступили с речами много лет знавший поэта В. А. Панаев, писатели П. В. Засодимский, Ф. М. Достоевский. Все они говорили о подвиге поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа, о высоком нравственном облике покойного.

Характеристика творчества Некрасова, о творчестве Некрасова, творчество некрасова, некрасова творчество

Рейтинг@Mail.ru